В конце декабря 2020 года правительства Китая и Украины договорились о всестороннем углублении сотрудничества в рамках инициативы "Один пояс и один путь". Среди прочего, стороны запланировали подписание в январе 2021 года соглашения по углублению сотрудничества в области строительства инфраструктуры, на что Китай готов инвестировать 1 млрд долларов. Данное соглашение, в частности, предусматривает строительство первой очереди Большой кольцевой дороги вокруг Киева (М05 – М06 – соединение одесской и житомирской трасс).
В конце декабря 2020 года правительства Китая и Украины договорились о всестороннем углублении сотрудничества в рамках инициативы "Один пояс и один путь". Среди прочего, стороны запланировали подписание в январе 2021 года соглашения по углублению сотрудничества в области строительства инфраструктуры, во что Китай готов инвестировать 1 млрд долларов. Данное соглашение, в частности, предусматривает строительство первой очереди Большой кольцевой автомобильной дороги (БКАД) вокруг Киева (М05 – М06 – соединение одесской и житомирской трасс).
О договоренностях между Китаем и Украиной KV стало известно из сообщения официального информагентства правительства Китайской Народной Республики “Синьхуа”. Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
Согласно сообщению, 23 декабря 2020 года Китай и Украина договорились о совместной работе по борьбе с пандемией COVID-19, всестороннем углублении сотрудничества в рамках инициативы "Один пояс и один путь", а также о реализации преимуществ каждой из сторон ради содействия общему развитию.
Обе страны пришли к вышеуказанным договоренностям в ходе четвертого заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Китаем и Украиной, прошедшего в формате видеоконференции. На встрече совместно председательствовали вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ и вице-премьер Украины Ольга Стефанишина.
Отмечается, что во время заседания обе стороны достигли ряда консенсусов в области экономики и торговли, сельского хозяйства, космоса, науки и технологий, образования, культуры и здравоохранения.
Содействие прочным и стабильным двусторонним отношениям соответствует коренным интересам двух стран и их народов, отметил Лю Хэ, также являющийся членом Политбюро ЦК КПК. Он выразил надежду, что обе стороны претворят в жизнь консенсусы, улучшат практическое сотрудничество и принесут больше пользы народам двух стран.
В свою очередь, Ольга Стефанишина заявила, что Украина готова работать с Китаем для преодоления негативного воздействия пандемии, расширения взаимовыгодного сотрудничества во всех областях и содействия развитию устойчивых двусторонних отношений.
Также отмечается, что после завершения встречи стороны наблюдали за подписанием ряда документов о сотрудничестве.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм
Подписаться
В свою очередь, экс-министр финансов Украины (2018 – 2020) Оксана Маркарова высказала свое мнение насчет "связанного кредита" от Китая на 1 млрд доллалов.
“Недавно Кабинет министров Украины одобрил проект соглашения между КМУ и правительством Китайской Народной Республики "по углублению сотрудничества в области строительства инфраструктуры". Детали не разглашаются, но по экспертным обсуждениям и комментариям в социальных сетях понятно, что это так называемый "связанный кредит" объемом 1 млрд долларов, который планируется направить на Кременчугский мост и новую дорогу вокруг Киева”, – сообщила Оксана Маркарова.
Она отмечает, что такой тип кредита предусматривает, что кредитор выставляет условия, где закупать сырье, где брать оборудование и технологии и у кого заказывать исполнение. И обычно оказывается, что этот кредит пойдет на оплату работы, которую будет выполнять сам кредитор, и, возможно, своих работников привезет, а оплатит за счет кредита, который Украина потом вынуждена будет возвращать.
Не исключено также, пишет Маркарова, что соглашение содержит дополнительные условия вроде аренды земли вдоль новой дороги или еще каких-то "плюшек" (прецеденты таких пожеланий в других странах, в частности, с китайской стороны, уже известны).
Экс-министр финансов отмечает, что данные договоренности это не обязательно будут соответствовать европейским подходам к ведению бизнеса, что уже доказано неуспешным опытом реализации совместных китайско-украинских проектов в прошлом.
При этом действенного инструмента для скрининга инвестиций и кредитования в Украине на государственном уровне до сих пор нет и он может появиться только после принятия соответствующего законодательства и институционализации такого скрининга.
К тому же, продолжает Маркарова, скандалы, которые периодически возникают вокруг определенных китайских компаний с информационной и кибербезопасностью или расследования журналистов по проектам тесного сотрудничества Китая со страной-агрессором, в том числе и в Украине, дают причины для беспокойства другого масштаба.
Экс-министр финансов считает, что особые соглашения, в том числе связанные кредиты, стоит заключать именно с нашими стратегическими партнерами. Потому что кредиты и инвестиции – это конечно о деньгах, но в современном мире это и также о стандартах и ценностях.
В свою очередь, экс-замминистра инфраструктуры Украины (2016 – 2019) Виктор Довгань выразил оптимистичный взгляд на данное сотрудничество и раскрыл его детали.
“Несколько лет мы обсуждаем перспективы сотрудничества с Китаем и проекты инициативы “Один пояс – один путь”, но ни юаня так и не было инвестировано из-за разницы в законодательстве. Именно поэтому было разработано Рамочное соглашение о связанных кредиты, утвержденное Кабинетом министров Украины 25 ноября 2020 года, согласованное на Межправительственной комиссии с КНР 23 декабря 2020 года и запланированное к подписанию в январе 2021 года”, – написал Виктор Довгань.
Он отмечается, что целью заключения соглашения между сторонами об углублении сотрудничества в области строительства инфраструктуры является обеспечение развития приоритетных отраслей экономики, реализации инфраструктурных проектов, в частности по развитию дорожной инфраструктуры, строительства мостовых переходов, железнодорожной инфраструктуры, аэропортов, портов.
Заключение соглашения обеспечит привлечение финансирования для реализации инфраструктурных проектов, из которых первым пилотным является проект строительства дороги М-22 Полтава – Александрия на участке обхода города Кременчуг со строительством моста через р. Днепр и первая очередь Большой кольцевой дороги вокруг Киева (М05 – М06 – соединение одесской и житомирской трасс).
Отмечается, что перечень проектов сотрудничества может быть утвержден во время Китайско-украинской межправительственной двусторонней комиссии по вопросам сотрудничества или путем дружественных переговоров через посольства обеих стран.
КНР приветствует деятельность, которая предоставляет приоритет по закупке оборудования, материалов и технических услуг из Китая и поощряет китайские предприятия нанимать местные компании и персонал для участия в реализации проекта в соответствии с актуальными потребностями.
Для сотрудничества по реализации проектов и подаче заявки на льготные кредиты, предоставляемые Китаем, для дальнейшего участия в конкретных проектах сотрудничества отбор генерального подрядчика проводится среди рекомендованных китайских квалифицированных подрядчиков / поставщиков на основе переговорной процедуры закупок в соответствии с законом Украины "О публичных закупках".
Перечень рекомендованных квалифицированных подрядчиков / поставщиков по каждому проекту сотрудничества должен предоставляться Посольством КНР в Украине в соответствии с рекомендациями соответствующих специализированных ассоциаций в Китае.
Стороны должны согласовать генерального подрядчика и по требованию генерального подрядчика привлекать на субподрядные работы юридических лиц Украины на конкурсной основе, но не менее 50% от общей стоимости договора.
Украина в соответствии со своим законодательством предоставляет содействие мероприятиям по въезду и выезду в/из Украины китайского инженерно-технического персонала, необходимого для реализации проектов сотрудничества.
Заключение соглашения предусматривает возможность привлечения правительством Украины льготного кредита от правительства КНР и льготного кредита покупателю для реализации проектов в области инжиниринга, закупок, строительства и услуг. Условия привлечения указанных кредитов будут прорабатываться сторонами дополнительно.
После определения проекта украинский заемщик предоставит Экспортно-импортному банку КНР письмо-заявление о займе, письмо о намерениях о предоставлении государственной гарантии, договор генерального подряда, экспертный отчет о технико-экономическом обосновании и отчет об оценке воздействия на окружающую среду. Если предоставленные украинским заемщиком вышеуказанные документы будут одобрены Экспортно-импортным банком КНР и правительством Китая, можно начать процедуры по проведению переговоров и подписанию соглашения о финансировании.
Виктор Довгань считает, что это соглашение откроет двери для китайских компаний и кредитов в инфраструктуру Украины, что будет способствовать конкуренции на международных рынках капитала и развитию украинской транспортной инфраструктуры.
Как сообщала KV, Нацполиция и прокуратура продолжают расследовать возможные злоупотребления со стороны чиновников разных уровней при реализации проекта строительства Большой кольцевой автомобильной дороги (БКАД) вокруг Киева. В конце 2019 года правоохранители закрыли соответствующее уголовное производство, однако в сентябре 2020 года оно было возобновлено: в прокуратуре заинтересовались вопросом отведения земельных участков, через которые должна проходить эта трасса. Возобновление следствия произошло в аккурат через месяц после презентации идеи новой Киевской окружной дороги (КОД). Вероятно, эти события связаны между собой: концепты БКАД и КОД весьма похожи, а “новая” дорога была одним из предвыборных месседжей кандидата в мэры столицы Ирины Верещук (нардеп от президентской партии "Слуга народа") и входит в перечень объектов программы Президента Украины Владимира Зеленского “Большое строительство”.
Читайте: Нацполиция снова ищет, кто украл землю для киевской кольцевой дороги
Напомним, в октябре 2020 года САД в Киевской области заказала разработку проектно-сметной документации для двух участков БКАД. Почти 38 млн гривен заплатят за проекты строительства БКАД между автодорогами Киев-Одесса и Киев-Чоп и Киев-Чоп и Киев – Ковель-Ягодин. Проектировать первый участок будет созданный в конце августа 2020 года турецко-украинский консорциум "Мегапроект", а вторую – ГП "Укргипродор". Сейчас эксперты считают, что начать строительство БКАД сегодня абсолютно реально. Однако из-за спорных земельных вопросов дорога может стать длиннее ориентировочно на 30 км.
Читайте: Служба автодоріг Київщини розпочала проєктувати будівництво Великої кільцевої дороги
Фото: Facebook-страница Алексея РомановаКиевVласть
Сергей Албул